ИКТ в логопедии

  Все чаще и чаще на страницах специализированных педагогических изданий поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
В связи с этим особую актуальность приобретает разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями развития.
Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения. 
Разработка и создание программного обеспечения для специального образования всегда сопряжены с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых данные компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны. Однако, учитывая значительные затраты на создание специализированных компьютерных программ, их стоимость до сих пор остается довольно высокой, что при условии недостаточного финансирования образования в целом и системы специального образования в частности становится серьезной преградой на пути информатизации. В связи с чем, круг пользователей данных программных продуктов, несмотря на широкую распространенность речевых нарушений, остается довольно ограниченным. Поэтому одним из путей успешного внедрения компьютерных средств обучения в образование в целом является снижение стоимости специализированных программных продуктов за счет использования современных технических возможностей компьютерной техники.
Практическое осуществление программно-технических требований доступности программы в виде простоты в управлении и использовании в процессе разработки компьютерных программ в виде эффективного использования технических ресурсов, доступного функционального интерфейса и управления программой, на наш взгляд, позволит существенно снизить материальные затраты на поставку, установку программного обеспечения и обучение конкретного специалиста соответствующим навыкам. Подобное решение одной из проблем внедрения компьютерных средств обучения в систему специального образования при осуществлении технической и методической поддержки пользователей позволяет эффективно использовать их в процессе коррекционной работы каждым специалистом, заинтересованным в повышении эффективности педагогической деятельности.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения заключаются в том, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями.(См. дальше)

Комментариев нет:

Отправить комментарий