Предупреждение нарушений письма и чтения


«Удельный вес каждой из операций письма не остаётся постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. При записи хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавные кинетические стереотипы».
Лурия А. Р.
Актуальность
Нарушение чтения и письма обычно бывает у детей с нарушениями устной речи, а особенно у детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями. Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ОНР должна проводиться с дошкольного возраста.
Когда звуки плохо различаются на слух, искажённо произносятся или заменяются в произношении другими, обобщённое представление о данном звуке носит нечёткий характер, а восприятие букв затрудняется. Чрезвычайно затруднённым у таких детей оказывается процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного  чтения слогов ребёнок должен соотнести букву  только с определённым звуком, отдифференцировав данный звук от других. Кроме того , он должен иметь представление об обобщенном значении данного звука. Слитному произношению слогов помогает смысловая догадка. Слияние звуков в слоги – это прежде всего произношение их так, как они звучат в устной речи. Если у ребёнка отсутствуют чёткие представления о звукобуквенном составе слова, формирование обобщённых звуко-слоговых образов происходит с трудом. Нарушения чтения могут быть связаны и с недостаточностью лексико-грамматического развития речи.
Так замена слов при чтении может обуславливаться  не только фонематическим их сходством , неправильным произношением или не различением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей предложения. Накопление читательных слов у детей с недоразвитием грамматического строя речи часто определяются  и тем, что морфологическая структура слова недостаточно осознаётся и в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки. У таких детей при чтении наблюдаются аграмматизмы, обусловленные нарушениями связей слов, трудностями  восприятия тонких грамматических значений.
Аграмматические  дислексии /дисграфии  /чаще всего наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного , так как понимание читаемого обуславливается уровнем языкового развития ребёнка , степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов в предложении.
Обучая детей грамоте в подготовительной логопедической группе, я столкнулась с рядом трудностей: некоторые дети не запоминали буквы,  очень долго не могли  усвоить чтение прямых слогов, огромные трудности испытывали  при звуковом анализе слов, при печатании слов допускали ошибки на замену букв, , пропускали как гласные так и согласные буквы,  наращивали и переставляли буквы в словах,  не дописывали слова, искажали слова, слитно писали слова и предлоги в предложении, поэтому я решила более детально изучить данное явление.
Цель
Изучение влияния нарушения устной речи у детей с ОНР на появлении специфических ошибок письма и чтения  на первоначальном этапе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Определить, какие ошибки чтения и письма появляются у детей  подготовительной логопедической группы с ОНР.
Определить систему работы для профилактики нарушения письма и чтения в старшем дошкольном возрасте.
Изучить эффективность методов и приёмов  при обучении детей грамоте  предупреждающих дисграфию и дислексию.
Основные направления коррекционной деятельности по профилактике нарушений письменной  речи  у детей с ОНР
Формирование зрительного восприятия и узнавания/зрительного гнозиса/.
Развитие зрительного мнезиса/памяти/.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Создание чётких представлений о каждом звуке речи.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Обучение грамоте по специальной системе.
Данные задачи решала на фронтальных занятиях как в старшей, так и в подготовительной к школе группе/формирование произношения, обучение грамоте/, на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
С целью развития зрительного гнозиса при изучении лексических тем проводила следующие игры и игровые задания:
Игра «Угадай-ка».
а) назвать контурные изображения предметов;
б) назвать не дорисованные контуры изображения;
в) назвать перечеркнутые контурные изображения.

Игра «Смазанные фотографии».
 Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
 Игра «Подбери по контуру».
Наложенные контурные изображения домашних  и диких животных. Дети должны подобрать соответствующие фигуры.
Игра «Чей портрет не дорисован?»
Дети должны определить какую деталь мордочки животного не дорисовал художник и назвать животные, образовать притяжательное прилагательное.
 Игра «Путаница».
На картине не дорисовано животное, не имеющее названия, но  состоящее из частей тела различных животных.
 Игра «Самый-самый».
Распределить изображение предметов по  их реальной величине.
а) при реальных соотношениях величин предметов.
Собака, утка, кот, яблоко, жук.
б)   предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.
Груша, стул, бабочка, чайник, дом.
 Игра «Разноцветные лужайки»
Детям предлагаются фоны разного цвета: красного, зелёного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист; цыплёнок, репа, дыня, мак, помидор, клубника, слива, василёк, синяя лента. Даётся задание положить картинку на свою лужайку.
Игра «Подбери по форме»
Детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник.
Так же имеются картинки с изображением различных предметов. Детям показывается картинка, они определяют, на что похож изображённый предмет/на груг, овал, треугольник, квадрат и т.д./ Картинка кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
Игра «Геометрическое лото»
Детям предлагаются фигуры, выполненные из разноцветного /жёлтого, красного, зелёного, синего/ картона и различные по величине /треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, половина круга/.
Задания:
Подобрать фигуры одного цвета.
Выбрать фигуры одинаковой величины и формы.
Подобрать фигуры одинаковой формы и одного цвета найти 3-4 фигуры различные по форме и цвету.
Игра «Подбери пару»
Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Сначала детям предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами, затем с четырьмя, пятью.
Игра «Найди такую же карточку»
Нахождение одинаковых изображений, состоящих из треугольников и линий.
Игра «Дорисуй – ка»
Дорисовать незаконченные контуры кругов, треугольников.
Дорисовать симметричные изображения.
Игра «Дополни рисунок»
Предлагается нарисованный домик. Даётся задание дополнить рисунок: нарисовать справа вверху солнце, справа от домика – забор, справа от домика – дерево, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди – лужу.
Игра «Подбери заплатку»
Детям предлагаются матрицы Равена с вырезанными частями и несколько вставок. Следует подобрать соответствующую.
Игра «Выложи узор»
Конструирование из кубиков. На каждом кубике имеются как грани, раскрашенные одним цветом, так и грани, разделённые по диагонали и раскрашенные двумя разными цветами /красным и белым/.
Игра «Шаловливый ветерок»
Составление разрезанных на части картинок /на 2,3,4,5,6,7 и т.д. частей/.
Игра «Сложи квадрат»
Из двух меньших треугольников складывается большой треугольник, а из треугольников квадрат. Каждый треугольник разного цвета.
Игра «Найди чем отличаются»
Надо найти различия в двух картинках.
Несформированность оптико-пространственных представлений отражается  у детей при изучении букв.
Дети плохо   конструируют знакомые буквы, не справляются с заданием на добавление недостающих элементов буквы и преобразованием одной буквы в другую. Буква является для них очень сложным оптическим образованием, анализ которого на соответствующие элементы затруднен.
При знакомстве детей  с буквами для  формирования четкого зрительного их образа использую следующие задания:

Формирование чёткого зрительного образа букв
Найти букву среди графически  сходных.
Соотнести  буквы выполненные разным шрифтом.
Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
Назвать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
Обвести букву по трафарету, раскрасить её.
Дописать букву.
Назвать буквы, наложенные друг на друга.
Определить правильное и неправильное написание буквы.
Узнать буквы по зеркальному изображению.
Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображённых.
Формирование пространственной ориентировки.
Ориентировка на собственном теле, дифференциация  правых и левых его частей.
 Ориентировка в окружающем пространстве.
Все задания проводила  в виде игр, таких как:
«Кто внимательный», «Буквоедик», «Полбуковки», «Сложи буквы из частей», «Буква сломалась», «Буквы играют в прятки», «Скорая помощь», «Доктор букв».
Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким- либо сходным по форме предметом: О – дупло, З – завитушка, Ж – жук, П – перекладина.
Для дифференциации образов букв заучиваем с детьми стихотворения С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, Е, Серовой.
Параллельно  с формированием зрительного гнозиса провожу работу и над развитием зрительного мнезиса.
С этой целью провожу следующие игры и игровые задания:
Игра «Чего не стало?»
На столе раскладываю 3, 4. 5, 6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем одну убираю, а дети угадывают какой игрушки не стало.
Игра «Что изменилось?»
Раскладываю 4-5 картинок и предлагаю детям запомнить их последовательность. Затем расположение картинок меняю, предложив детям закрыть глаза. Дети должны определить, что изменилось и восстановить первоначальное расположение картинок.
Игра «Разложи по порядку»
Детям предлагается 3-4 картинки, затем они перемешиваются, а дети должны разложить их в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
При профилактике оптических дислексии и дисграфии учитываю закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе.
По И. П. Павлову, в основе формирования пространственной ориентировки лежит механизм образования временных связей. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей.
Ориентировку в окружающем пространстве.
Ребёнок научается дифференцировать правую и левую руки раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений осуществляется на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь на основе выделения ведущей руки. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки, но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией понятий: «правое – левое».
Первоначально положение предметов /справа или слева/ ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения правого и левого, эти движения затормаживаются.
Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребёнком, развивается у детей позже.
Особенно трудным является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ребёнку нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Дифференциацию правых и левых частей тела начинаю с выделения ведущей правой руки. Использую такие задания:
Покажи, какой рукой ты держишь ложку, когда ешь, карандаш, когда рисуешь.
Возьми ножницы и постриги бумагу.
Возьми трубу и посмотри в море.
Возьми шарик и поиграй.
Возьми часы и послушай, как они тикают.
Скажи, как называется эта рука. В случае затруднения даю ответ, а ребёнок несколько раз повторяет.
Покажи левую руку. Если ребёнок не может назвать, то сама называю её, а ребёнок повторяет.
Предлагаю поднять попеременно то левую то правую руку. Покажи машинку левой, правой рукой. Возьми пирамидку левой, правой рукой.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки, перехожу к дифференциации других правых и левых частей тела, правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. Для лучшего различения правых и левых частей тела использую такой приём – на платье или рубашку пришиваю аппликацию – сердце.
Далее перехожу к определению пространственного расположения предметов по отношению к рубашке, т.е. к самому себе.
Покажи, какая игрушка находится справа от тебя, слева.
Положи мишку справа, слева от себя.
Где находится шкаф, стол, окно, дверь.
При этом ребёнок стоит так, что бы эти предметы были справа или слева.
После этого учу определять пространственные соотношения между 2-3 предметами и изображениями.
Возьми правой рукой пирамидку и поставь её около правой руки, возьми левой рукой ёлочку и поставь её около левой руки.
Где стоит ёлочка, справа или слева от пирамидки.
Аналогично провожу работу по определению пространственного расположения трёх предметов.
Поставь кубик перед собой, справа от него поставь пирамидку, слева – ёлочку.
Для формирования пространственных представлений провожу следующие игры:
Игра Подбери полоску»
Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и жёлтой, жёлтой и синей, синей и красной и т.д. Детям показывается полоска – они находят аналогичную ей.
Где находится красная часть полоски справа или слева от тебя?
Какого цвета полоска справа от тебя, слева?
Игра «Открой окно в домике»
В домике четыре окна – два вверху, два внизу. Детям предлагается открыть верхнее правое окно, открыть нижнее левое окно, верхнее левое окно, закрыть правое нижнее окно и т.д.
В окнах – изображения различных животных: зайца, волка, лисы, медведя.
Игра «Электронная муха»
Лист с квадратной сеткой. В центре сетки « электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку, в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра.
Даётся сигнал: вверх, вправо и т.д.
Параллельно с этой работой провожу уточнение понимания предметов в импрессивной речи. Даю такие задания:
Предлагаю картинки с различным пространственным расположением предметов – ложка в стакане, ложка на стакане, ложка над стаканом.
- Где ложка в стакане?
- Где ложка на стакане?
- Где ложка под стаканом?
Ребёнок показывает соответствующую картинку.
Выполняют действия с предметами в соответствии с заданиями:
Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал.
Положи карандаш на книгу, в книгу, под книгу.
Для закрепления правильного употребления предлогов самостоятельной речи предлагаю сказать где расположен предмет на картинке /птичка в клетке, под клеткой, на клетке/.
В работе использую схемы предлогов. Предлагаю зашифровать предложения используя схемы./ Под осиной растёт подосиновик. На спине ёжика лежат маслята. Около пня растёт боровик. У белки в дупле сухие белые грибы ./Расшифровать схемы, составить предложения к ним. /Под берёзой растёт подберёзовик. На пне растут опята. В лесу много грибов./
Провожу игры:
Игра «Шифровальщики»
Сюжетная картинка с прорезями с набором предметных картинок, набор схем. Нужно подобрать предметную картинку к каждой прорези, а затем зашифровать составленное предложение с предлогом, используя схемы.
Игра «Подбери схему предлога»
Называю предметы, изображённые на картинках, а ребёнок закрывает картинку соответствующей схемой предлога.
У детей карточки с тремя картинками на различные предлоги. Называю предмет, а дети закрывают схемой карточку с соответствующей картинкой.
 Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза начинаю со старшей группы на занятиях по формированию произношения. Учу детей:
Выделять звук в ряду других звуков.
Выделять слог с заданным звуком в ряду других слогов.
Определять наличие звука в слове.
Определять гласный в начале слова в позиции под ударением.
Определять гласный конечный согласный в слове.
Определять гласный в прямом слоге и в односложных словах/мак, кот, суп/.
Работу провожу с использованием игровых ситуаций: «Живые звуки», «Куда спрятался звук?», «Озорные звуки», «Назови слова», «Поймай конец и продолжай», «Угадай-ка».
При обучении звуковому анализу использую  картины схемы звукового состава слова. На картине схеме помещен рисунок, слово- название которого ребенок должен изобразить, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняют фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Обучение детей звуковому анализу начинаю с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков в слове учу при помощи  неоднократного произношения одного и того же слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Ребенок. Ведя указкой под схемой звукового состава слова, произносит его, стараясь, чтобы указка двигалась под схемой в соответствии с его произношением. Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую  фишку переставить, убрать или добавить, дает возможность понять, что в слове звуки можно переставить.
Работая над тематическим планом по обучению грамоте, я определила последовательность прохождения букв. За основу взяла методику Г.А.Каше обучения грамоте детей с недостатками речи, где вся работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми.
Дети, продолжающие обучение в подготовительной группе уже имеют навык звукового анализа слов. Поэтому именно звуковой анализ слов является основой ознакомления детей с буквами, выкладыванием слов и предложений из букв разрезной азбуки, печатания в тетрадях слов и предложений.
При проведении звукового анализа слов знакомлю детей с гласными буквами и правилами их написания после твёрдых и мягких согласных букв.
Во время изучения гласных букв уточняю у детей понятие о согласных твёрдых и мягких.
При изучении согласных букв на каждую согласную букву мною отведена одна учебная неделя.
Сначала знакомлю детей с М, Н, чтобы сформировать у детей понятие о согласных звонких  отработать способ чтения прямых слогов.
Затем ввожу понятие согласные глухие и даю дифференциацию по звонкости-глухости парных согласных. Постепенно изучаю все шесть пар. Начинаю изучение с правильно произносимых детьми звуков, а заканчиваю свистящими С, З и шипящими Ш, Ж.
После этого возвращаюсь к сонорным Й, Л,Р, к этому времени все дети уже произносят в речи звуки /л, р/. Затем знакомлю детей с аффрикатами Ч, Щ, Ц.
При ознакомлении с согласными выдерживаю единый принцип введения каждой новой буквы.
Согласная буква, за редким исключением, обозначает два звука: твёрдый и мягкий согласный, поэтому словесный материал даю с учётом введения новой буквы, но и с учётом звуков, которые она обозначает в русском языке.
Каждую введённую букву дети рассматривают, говорят на что она похожа. Читаю детям четверостишие о букве. Знакомлю детей как со строчной, так и с заглавной буквой.
Для того, чтобы дети усвоили, что одна согласная буква может обозначать два звука /твёрдый и мягкий согласный/ даю им задание назвать слова сначала с твёрдым согласным, затем с мягкой его парой.
По ходу ознакомления с согласными буквами /Ш, Ж, Ч, Щ/ввожу специальные грамматические правила написания сочетаний: «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ».При обучении детей чтению, использую ряд приёмов, которые позволяют достаточно быстро научить детей читать прямые слоги и слова, состоящие из двух прямых слогов и односложные слова из трёх звуков.
Приёмы обучения чтению
Первый приём взят у Д.В. Эльконина. Он идёт от звукового анализа слова. Дети анализируют звуковой состав слова и обозначают звуки соответствующими фишками. Затем фишки, обозначающие гласные звуки, заменяются буквами, а затем слово «Прочитывается». Когда идёт знакомство с согласными буквами, то заменяются фишки, обозначающие гласные и согласные звуки, пройденными буквами и слово «Прочитывается».
Чтение слоговой таблицы Зайцева, в которой согласная буква представлена со всеми гласными буквами.
Наиболее эффективный приём обучения чтению прямых слогов – это пособие «Кораблики».
Согласная буква плывёт на кораблике к пристани А. О.У. Ы. И.
Обязательно использую на занятиях специальное пособие «Окошечки» с полосками. На одной полоске вертикально написаны  согласные буквы, на другой – все гласные буквы. Согласная буква стоит в первом окошечке всё время одна и та же, но зато во втором окошечке гласные буквы всё время меняются. Идёт отработка ориентировки на гласную букву.
Навык чтения прямого слога, слов состоящих из двух прямых слогов формируется у всех детей достаточно быстро.
Одновременно при изучении букв дети учатся печатать буквы в тетради в клеточку. Дети печатают заглавную и строчную буквы. Затем, когда идёт изучение согласных букв, печатают слоги, а затем слова и предложения. Слова печатаются по следам звукового анализа и после выкладывания этого слова из букв разрезной азбуки. Кроме этого дети рисуют в тетрадях слоговые и звуковые схемы слов.
Данная система работы с детьми с ОНР способствует предупреждению появления у детей  фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, дисграфии на почве  нарушения языкового анализа и синтеза.
Подробнее остановлюсь на развитии языкового анализа и синтеза при профилактике фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Данную работу провожу в виде игр и игровых заданий, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и являются существенным компонентом этого обучения.
При обучении детей звуковому анализу использую игры «Придумай слово», «Определи место звука в слове», «Построй пирамиду».
Использую элементы моделирования  при проведении игры «Шифровальщики»
1-ый вариант: определить место звука в слове, если звук в начале слова, то дети рисуют квадрат, если в середине – кружок, а если в конце – треугольник. Затем дети расшифровывают донесение – придумывают слова с определённой позицией звука в слове.
2-ой вариант: дифференциация согласных по звонкости – глухости. Если в слове согласный звонкий, дети рисуют треугольник, если глухой, то рисуют квадрат. Затем придумывают слова со звонким или глухим согласным.
Игра «Звуковое лото»
На листе четыре картинки с разным количеством звуков  /3,4,5,6/. На другом листе сюжетная картинка, разделённая на четыре части/разрезана/, на обратной стороне которых напечатаны цифры 3, 4, 5, 6. Дети считают количество звуков в слове и закрывают карточкой с соответствующей цифрой. Когда все картинки закрыты, то  карточки переворачиваются. Если количество звуков в словах подсчитано правильно, то части  сюжетной картинки совпадают.
Игра «Посади цветы на клумбу»
Дети должны подобрать к нарисованной схеме слова название цветка, поставить картинку.
Аналогично провожу игры:
«Поставь цветы в вазу»
«Собери овощи в корзину»
«Положи фрукты в вазу»
«Засели животных в клетки»
Даю задания на выкладывание слов из букв разрезной азбуки, на преобразование слов – заменить одну букву другой, добавить букву, убрать букву.
Провожу игры с буквами:
Игра «Разноцветные слова» - дети читают красное слово, затем зелёное.
Игра «Расставь буквы по величине» - прочитай слова аплы
Игра «Что где спряталось?» В контурных изображениях предметов  вразброс напечатаны буквы, дети должны из данных букв составить слово и прочитать его. / в кастрюле – каша, в шкафу – шуба, в коляске – кукла/
Игра «Какой слог лишний?»  лу ма жа
Игра «Слоговое  лото» - из данных слогов дети составляют слова.
Игра «Живые слова» - каждому ребёнку даётся буква, называется слово и дети его составляют.
Игра «Ручеёк» -  Л   К   Какая буква должна подойти, что получилось слово.
Игра «Помоги Тиму и Тому» - Карточки слова, где вместо одной буквы точка, используются для дифференциации букв, например ш-ж.
У одного клоуна в руках буква ш, у другого ж.Дети должны прочитать слова и расставить карточки.
Игра «Новогодние флажки» - На флажках напечатаны слова с парными согласными. На один шнур дети нанизывают флажки-слова, начинающиеся на звонкий согласный, на другой – на глухой согласный.
Игра «Буква заблудилась» - Под картинкой напечатано слово с ошибкой, дети должны сказать, какая в слове должна быть буква.
Игра «Какой слог пропущен?» - Пропущен слог со стечением согласных.
Как правило многие дети с ОНР пропускают в словах гласные буквы, поэтому я в системе провожу работу по выделению гласного звука из слога и слова с использованием графической схемы слова, такие графические схемы имеются по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы». Это игры:
Игра «В фруктовом саду» - По первому звуку названий картинок угадать фрукт. Составить из данных слогов названия фруктов.
Игра «За малиной в лес пойдём» - Угадать названия ягод.

  •   По первому звуку названий картинок,
  •   По слоговой схеме, с напечатанными гласными буквами,
  •   По звуковой схеме,
  •  Прочитать названия ягод с пропущенной буквой – дифференциация/л-р/.
  •  Из данных слогов составить названия ягод
  •   Узнать слово по слоговой схеме, с напечатанными гласными буквами.
  •   Прочитать слова с пропущенными буквами.
познавательная мотивация, произвольная память и внимание;“знаковая функция сознания”;

Игра«Выступление факира» - Дифференциация /ф-в/.
Игра «Угадай-ка» Птицы и звери.
а о а;  о о е; е; и а; о; а и о; и и.
/ворона, воробей, лев, жираф, волк, фламинго, филин/
Для развития зрительного гнозиса и мнезиса применяю методику Зайцева. Обучение чтению целыми словами.
Игра «Кто где живёт?»
Панно с изображением леса, Севера, Африки с карманами. Дети должны прочитать название животного и помочь ему найти свой дом.
Животные Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, морж, песец.
Звери наших лесов: белка, волк, лиса, медведь, заяц, лось.
Животные жарких стран: обезьяна, крокодил, бегемот, кенгуру, лев, тигр.
Игра «У кого кто»
Предметные картинки с изображением взрослого животного и карточки с напечатанным названием детёныша.
У белки – бельчонок.
У лисицы – лисёнок.
У зайчихи- -зайчонок.
У лосихи – лосёнок.
У медведицы – медвежонок.
У волчицы – волчонок.
По такому же принципу мною разработана развивающая игра «Часть и целое»,  решающая задачи развития психических процессов: восприятия, внимания мышления наглядно-образного и словесно-логического в единстве с формированием навыка чтения целыми словами .через материал лексических тем, изучаемых на занятиях.
В игре представлены 8 таблиц на темы: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Домашние животные», «Птицы», «Деревья», «Транспорт», 8 таблиц с изображением предметов: чайник, стул, пальто, сапоги, корова, грач, берёза, грузовая машина, карточки слова с названием предметов, изображённых на больших таблицах и названиями частей предметов, карточки с обобщающими словами. ПО каждой таблице разработаны игровые задания по развитию слогового и звукового анализа и синтеза. 
 Мне бы хотелось остановиться на компьютерной обучающей игре «Баба-Яга учится читать».   
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот возрастной период (6-7 лет) является сенситивным (благоприятным) для обучения чтению. До этого каждый ребёнок владел только устной речью. А к 6-7 годам дети в норме готовы для освоения такого сложного психофизиологического процесса как чтение.
«Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Но нельзя забывать: устная речь, звукопроизношение, пространственная ориентировка, фонематическое восприятие должны быть достаточно развиты к моменту начала обучения чтению.
            Игра ориентирована на решение  всех аспектов, необходимых для успешного овладения навыком чтения. Но во многом она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению. 
            Программа состоит из десяти  игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и  процессов, которые необходимы для овладения чтением.
 Предложенные игровые задания разного уровня сложности. Порядок игр следует задавать логопеду, чтобы придерживаться принципу «от простого к сложному». Важно, что на каждой игре можно останавливаться неограниченное число раз. Всё зависит от того, на что специалист намерен акцентировать своё внимание в процессе работы.
            Игра «Баба-Яга учится читать» одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, так как есть замечательный «Букварик», где можно прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении слогов.
            Работа с данной программой эффективна как на индивидуальных занятиях (за компьютером находится ребёнок), так и на групповых (за компьютером – логопед). Специфика групповых занятий – активизация психических процессов, так как каждому хочется первому и правильно ответить.
            Вся игра – один захватывающий мультфильм из десяти серий. Ребёнок живёт в волшебном мире, обучаясь сложному психофизиологическому процессу – чтению.
После успешного прохождения всех десяти туров, последовательность которых задаёт логопед, игроков ждёт награда, что немаловажно для создания положительной мотивации.
Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.
Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, дети показывают более высокий уровень "школьной готовности" и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир.
У ребенка развивается:
восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;
произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Вывод:
Даже при специальном обучении остаётся большой риск появления специфических ошибок нарушения чтения и письма у детей с речевой патологией. Нарушается структура слова при письме, а именно: замена букв, пропуск гласных и согласных букв, наращивание букв, перестановка букв, не дописывание букв в слове.
Основными направлениями коррекционной деятельности педагогов речевых групп по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР должны быть следующие:
-формирование зрительного восприятия и узнавания /зрительного гнозиса/.
-развитие зрительного мнезиса /памяти/.
-формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
-создание чётких представлений о каждом звуке речи.
-совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Эффективность профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи зависит от последовательности изучения звуков, букв, учёта постепенности в овладении программным материалом.
Положительный результат даёт использование технологии Зайцева – обучение чтению целых слов.
Главным направлением в профилактической работе остаётся формирование зрительного гнозиса и мнезиса, оптико-пространственных представлений, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Необходимым условием является создание интереса у детей к занятиям, а это возможно только в том случае, когда используются игровые приёмы, занятия проводятся в занимательной форме.
Успех данной профилактической работы во многом зависит от взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями и родителями.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий